Можно ли писать «обличительные» статьи?
Очень часто приходится слышать, что прежде чем писать нечто обличительное про других, а особенно про власть и все ее ветви, неплохо было бы «на себя поворотиться».
Владимир Навейкин
Разве мы все такие «безгрешные»? Говорят, что если любого человека старше 30 лет просто так, без всяких объяснений, посадить в тюрьму, то в глубине души он будет знать, за что сидит. Более того, окажись мы на месте тех, кого так обличаем, то не станем ли мы поступать точно также, а то и гораздо циничнее. На первый взгляд такая позиция очень выигрышна. Вот еще и Библию можно вспомнить насчет «бросить камень», и Омара Хайяма процитировать все про такую же «блудницу»... и спокойно пойти и дальше заниматься «своими делами» на каком-либо ответственном посту.
Но что делать с презумпцией невиновности? Как быть с теми немногочисленными «святыми», которые действительно ни в чем «не согрешили»?
Может их, последних, «власть придержащие и проворовавшиеся» слушают во все уши и после их речей снимают с себя все властные регалии, раздают неправедно приобретенное бедным, а сами уходят в далекий скит, где в тишине и одиночестве замаливают свои грехи?
Нет, таких действий мы тоже не наблюдаем. В сторону «святых» льются другие «аргументы», что они «сирые и убогие», не знают жизни, а то и совсем немножко «того». Короче, полные лузеры ивнимать их речам – только себя не уважать.
Вот так и «отбояриваются» наши чиновники (а также их общественные сподвижники) от нежелательной в их сторону критики. Одним – «да вы сами такие, вот только дай вам волю», другим – «да он же сумасшедший, немного "не в себе" и "лузер" к тому же».
Что же на самом деле хотят заретушировать такими речами любители этих утверждений, кроме, конечно, самооправдания своих неприглядных действий? Мне кажется - крайне низкий уровень доверия к себе со стороны своих сограждан. Доверия, которое нельзя вернуть ни за какие «коврижки».
Оно не продается и не покупается. (Многие постараются возразить, что можно его и купить за «хорошие деньги», но это будет тольковидимость, не более. Подумайте сами.)
Наверное, каждый человек с момента своего рождения наделен большим запасом доверия к самому себе со стороны окружающих. Он еще ничего не совершил, никого не обидел, ни у кого ничего не украл. Это, во-видимому, самый большой человеческий капитал. В связис этим я хочу рассказать одну историю, которая произошла со мной, когда я впервые приехал на Тайвань, и мы вместе с партнерами открыли там свою первую компанию. Это случилось в 1994 году. Вместе с открытием счета в местном банке нам сразу предоставили овердрафт на 50 тыс. долларов США и выдали чековую книжку. Мы были очень удивлены, что местные люди с большим удовольствием принимали вместо денег чеки, причем там можно было поставить дату, значительно (до полугода) более позднюю, чем момент оказания услуги или поставки товара. На наше некоторое недоумение (бизнес в России накладывает определенный отпечаток) наши партнеры сказали, что мы ничего плохого на территории их страны не сделали, никого не подвели и подозревать нас в деловой нечистоплотности у них нет никаких оснований.
А что будет, если вдруг мы не исполним свои обязательства вовремя? Был ответ, что кроме юридической ответственности, которая определяется в каждом случае отдельно, нам будет крайне тяжело начать (или продолжить) свой бизнес в их стране. Нам перестанут доверять...
Вот это, возможно, и произошло с теми, которые «не любят критики и обличительных статей». Они, наверное , где-то расплескали свою чашу человеческого доверия и пытаются «самооправдаться», представить всех в той же ситуации, в которой оказались сами.
Но чаша эта только своя у каждого человека, и объяснять ее пустоту тем, что у других «не лучше», очень слабое утешение. Не говоря уже о том, что объявлять людей с «полной чашей» сумасшедшими и «лузерами», совсем уж опускаться ниже любой моральной «ватерлинии» (если такая есть).
Может, именно в этом и есть глубинный смыслстрок Омара Хайяма: «..Ты беспутная пьешь, всем желающим тело свое продаешь. Я, - сказала Блудница, - и вправду такая, Тот ли ты, за кого ты себя выдаешь?»
|