ВАКУУМ – НИЧТО… ТО, ЧЕМ ОН ЗАПОЛНЯЕТСЯ – НЕЧТО!
Oleg_zaikin (SMI2)
Кажется вполне очевидным, что прочитав «Я помню чудное мгновенье…», человек должен погрузиться в настроение шедевра. И вряд ли он несколько чудных мгновений сможет думать о чём-либо, кроме того, что прочитал.
Однако, в свете современных тенденций, читатель должен непременно озаботиться размышлениями о том, состоял ли Александр Сергеевич в интимных отношениях с Анной Петровной и насколько интенсивными были эти отношения.
Известный социолог, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей в своём интервью корреспонденту «Комсомольской Правды» Стасу Тыркину говорит: «Итальянский телеканал RAI-3 как-то взял шесть секунд из передачи канала «Россия» «Специальный корреспондент», в которой было показано, как учитель бьет по заднице обнаженных мальчиков.
Я читал о том, что там уволили за это почти всех! За цитирование обычного российского телесюжета про детскую порнографию.
У нас даже никто не почесался. А в день, когда правительство выделило почти полтора триллиона рублей на инновации, в программе «Пусть говорят» долго обсуждали историю о том, как отец прижил нескольких детей с собственной дочерью».
Смотреть нечего!!! Реклама, Пиар и Бульвар. ТРИ столпа телебизнеса в России 2010. Общественное мнение. Российский Общественный сайт. Архангельск.АрхСвобода
Получается, что ТВ тратит объёмы вещания на обсуждение всяких непристойностей, не уделяя большого времени по-настоящему актуальным, имеющим большое практическое значение событиям. «…телевизионщики обожают говорить: «Если вам не нравится наша передача про преступников, просто выключите телевизор!» С этими словами они приходят к высшему начальству, к политическим элитам, к студентам в университет: «Люди же могут выбирать!» Это чистая демагогия.
Современный человек не может выключить ни телевизор, ни Интернет. В 57 случаях из 100 люди нажимают кнопку телевизора, как только входят в комнату. Это потребность первой необходимости. «Главнее» телевизора только свет! Вода, еда, беседа с женой, сексуальные отношения - все это на втором, третьем, пятом месте...
Люди не в состоянии выключить телевизор!
Сегодня им кажется, что тем самым они отключаются от самой жизни, лишаются света и кислорода... Это можно сравнить только с потемками. Без телевизора - ты в яме канализационной». А с телевизором? Отвлечёмся от критики ТВ, посмотрим на позицию зрителя. Казахстанский автор Айдос Сарым, руководитель Фонда Алтынбека Сарсенбаева, в своей статье «Чем заполним вакуум?» (Время, 11.11.10) пишет: «Сегодня Казахстан живет в эпоху перемен. Что бы там ни говорили наши будды, а также их многочисленные толкователи, сансары никак не получается. Про нирвану пока умолчим. И эта вот духовная неустроенность, эстетическое несоответствие, порождает множество гитик, которые наука имеет, но объяснить никак пока не может.
Общество наше разрывается тысячами идей, каждая из которых потенциально может как обрушить, так и возвысить общество. Одни предлагают ввести законы шариата, а другие - устроить сеанс одновременного оргазма. Те предлагают вернуть родо-племенной строй, а иные - построить коммунистический рай.
Существует куча проектов: от уранового производства до уринотерапии. И все считают, что они правы, что именно их средство наиболее эффективно и действенно.
А куда деваться бедному "крестьянину”, на которого хлынул такой поток информации?». «Крестьянин» подаётся на сериалы, ток-шоу и т.п. И, надо сказать, предложение достаточно разнообразно, чтобы покрыть очень многие вариации спроса.
Совсем незатейливая домохозяйка погружается во что-нибудь латиноамериканское. А гораздо более «продвинутый» индивид, насмехающийся над этой домохозяйкой, над её глубоким сопереживанием злоключениям «синьора Нахеро», регулярно смотрит «инопланетную» программу. «Листаешь» каналы, кругом – ерунда, попадаешь на сериал - вроде, не такая ерунда, как другие. А через пару десятков серий убеждаешься – такая же.
Но ведь смотрел!
Наверное, дело в том, что ТВ удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность переключения внимания. Широко известны эксперименты психологов, когда люди, работающие в «идеальных», с полным отсутствием отвлекающих от работы раздражителей, работали хуже, чем те, у кого были такие раздражители. В умеренных количествах, конечно.
Так и в обыденной жизни человеку надо, желательно сильно не напрягаясь, переключиться со своих проблем на какие-то другие. Здесь-то и делает свой ход ТВ.
В советское время тоже делало. Но как?
Включал советский человек, например, алма-атинский шофёр, телевизор. И там ему усиленно рассказывают про «битву за урожай» на Кубани. У шофёра голова загружена проблемами нехватки запчастей на его «газон», как «грамотно» списать бензин и т.п. А ему предлагают озаботиться проблемами кубанского комбайнёра, осознать их величие и т.п. Явное непопадание.
Или идёт какой-нибудь партийно-правительственный форум. На нём решаются вопросы, действительно важные для рядовых граждан. Но если рядовому гражданину, чтобы удовлетворить свой естественный интерес, нужно просмотреть трёхчасовое выступление Л.И. Брежнева – это уже противоестественно.
Опять непопадание.
И, главное, переключение каналов ничего не давало, кроме как новое непопадание. На другом канале показывали то же самое или аналогичное.
Однажды, в период Перестройки, мне попалась статья, увы, не помню, чья, в которой очень метко объяснялось, откуда взялась серия анекдотов про Чапаева. Фильм братьев Василевых, несомненно, является шедевром. Но в нём проводится отчётливая «генеральная линия»: Чапаев, Петька, Анка – люди, конечно героические, но глубоко наивные, и, главное, беспомощные без руководства партии.
В лице тов. Фурманова. Анекдоты – реакция протеста на такую «линию». Так вот, у советского человека выработался стойкий рефлекс неприятия любой «генеральной линии», всего серьёзного, что ему «спускалось сверху». В то числе, с помощью ТВ.
Слишком много было «непопаданий». Именно по этому ТВ, отстраиваясь по рыночным принципам, подстроилось под стихийный нигилизм, характерный для постсоветского общества. Не стоит что-либо особо серьёзно продвигать, пропагандировать, всё равно не поверят. Дондурей в своём интервью говорит: «Как относиться к тому, что твой школьный друг стал миллионером, а ты вот - не стал?
Все это по-человечески не обсуждают. Наоборот, последние лет пятнадцать наше телевидение учит население не уважать тех, кто его кормит. Людям словно дают понять: не обращайте внимания на Конституцию, в которой сказано, что мы живем в государстве, где существуют частная собственность, многопартийная система, свобода и прочие неразвлекательные вещи. Смысл обращения отечественного ТВ к народу: мы живем в несправедливом мире, особенно плохи те, кто побогаче; они ничего не делают, а заняты в основном изобретением разных способов отнять у вас, простых людей, деньги, работу и семью. По всем социологическим исследованиям, большинство населения России сегодня ненавидит капитализм. При том, что трое из четырех человек давно работают на частного владельца.
Можете себе представить, чтобы в какой-нибудь другой стране мира наемный работник шел на предприятие и бормотал про себя: «Как же я ненавижу этого гада, который кормит меня и моих детей»?! Интересные мысли. ТВ – прислужник порока, дурного вкуса, прихвостень нигилизма, станет вестником нравственности и оплотом великих идей, если популярно разъяснит гражданину, что общество, в котором он живёт, очень справедливо и глубоко праведно. Нужно добавить, что для того, чтобы показать на телеэкране положительный образ предпринимателя, надо такого человека найти, что не просто.
Для того же, чтобы синтезировать такой образ как нечто типичное, нужно сочетание талантов Леонида Гайдая и Йозефа Геббельса. Сложно это. Можно сказать, что Дондурей в приведённом утверждении вообще неправ. Пропаганда безответственного стяжательства и других атрибутов класса постсоветских предпринимателей на ТВ имеет место, и она успешна в силу своего не совсем прямого характера.
А если ТВ прямо не говорит: «Рабочий, твой буржуй тебя кормит!», так зря г-н Дондурей его в этом упрекает. Уж очень явно будет напрашиваться обратное утверждение.
Но в чём нельзя с Дондуреем не согласиться, так это в том, что продвижение фундаментальных общественных ценностей на ТВ находится на весьма низком уровне. За чем же дело стало?
Можно дать ясные, образные формулировки важнейших приоритетов, и народ через ТВ и др. СМИ их воспримет. Можно сместить акценты количественно: меньше вещательного времени тратить на непристойности и больше на разумное, доброе, вечное.
Народ потянется к разумному и т.д. «Как мы думаем, так и живем». Основные преграды на пути «модернизации» России - это вовсе не чиновники, как представляется многим, не бедность или коррупция.
Основная засада - это гигантские мировоззренческие барьеры, которые выстроены в головах десятков миллионов соотечественников. Преодолеть их крайне сложно. Особенно если даже и не пытаться это делать». З
десь Дондурей принципиально прав. Делать что-то надо. Но вопрос в необходимости соответствия пропаганды и объекта пропаганды. Если ТВ усиленно продвигает поддерживаемую государством ипотечную программу, а рядовые гражданине видят, что авторы проекта очень оптимистично представляют себе их доходы…
Если люди смотрят репортаж о колоссальных международных успехах своей страны при неработающем в мороз отоплении…
Наступает «эффект Станиславского» - не верю, не верю…
Нужны очень большие успехи в реальной внутренней политике, чтобы гражданин чётко понял, что выделение полутора триллионов на инновации значительно важнее лично для него, чем пакостная история об инцесте.
Чтобы это выразилось в рейтинге соответствующих передач ТВ. И есть очень веские основания полагать, что совершенно правильное распределение зрительских предпочтений недостижимо вообще.
В день первого американского орбитального полёта в США возникли проблемы на вокзалах. Огромное количество опоздавших пассажиров. Люди пропускали свои поезда ради того, чтобы посмотреть на вокзальном телеэкране репортаж о полёте Дж. Гленна.
А когда по всем телеканалам шёл репортаж о высадке на Луну, в редакции поступали возмущённые звонки. Тот же американский народ гневно требовал объяснений, почему не состоялся показ очередной серии «мыла». Может быть, дело в том, что за 7 лет развилась индустрия сериалов?
А ведь пропагандистская машина США – самая мощная! Наверное, раз уж деятельность СМИ строится на рыночных принципах, СМИ должны генерировать спрос. И здесь напрашивается аналогия с физическим процессом: чтобы заполнять информационный, идейный вакуум, надо обеспечивать его регулярное возникновение.
|