В ожидании естествознания
Автор - Александр Банару
Вопрос о новом образовательном стандарте в средней школе до
сих пор остается открытым. Как мы знаем, в начале этого года проект нового
стандарта, легко преодолевая все необходимые бюрократические препоны, «вдруг»
напоролся на ожесточенное сопротивление общественности. Трудно сказать, что
переполнило всеобщую чашу терпения: «Россия в мире» и ОБЖ в качестве основных
предметов, ревность к директору издательства «Просвещение» или что-то другое,
но это был редкий случай, когда большинство экспертов от науки и образования
синхронно обрушились с критикой на проект.
Однако всем очевидно,
что давно пора сломать «совковую» систему, в которой детям вместо идей
преподносят теоретические клише, вбивают догмы, от которых человек потом
страдает всю жизнь. Это касается не только литературы, где любой анализ, любая
схематизация довольно спорны, но и предметов по «точным» наукам. Не лучше ли
ребенку почувствовать, о чем человек думал, открывая свой закон, вместо того
чтобы запоминать итоговые формулы? Мало кому в жизни потребуется
дифференцировать и интегрировать, а «креативить» придется всем, даже в нашей
армии нужна смекалка.
Мне кажется
совершенно очевидным, что физику, химию и биологию действительно пора
объединить в естествознание. Все естественные науки вышли из античной
натурфилософии, долгие века они дробились на мелкие направления, потому что
каждый хочет быть сам себе начальник. И это нормально, этим можно достичь
прорыва быстрее, чем если заниматься всем сразу под одной крышей. Даже сейчас,
в новейшую эру, в МГУ создаются новые естественные факультеты: наук о
материалах, физико-химический, ББ. Но со временем произойдет отбор, кто-то
останется, кто-то куда-то вольется, а кто-то просто исчезнет. Это похоже на
отбор в среде научной информации: за десяток лет издается миллион статей, по
ним пишутся сотни обзоров, по обзорам издаются десятки монографий, а на выходе
десятилетия получается один добротный учебник. Вот и химии с физикой да биологией
приходит время соединиться под одной обложкой.
При этом не должны
люди терять работу просто потому, что кому-то пришло в голову сократить часы.
Нездоровая это традиция: придумывать часы, а под часы писать программу и
учебники. Если есть что изучать, то и часы должны отыскаться, тем более что ни
одного толкового учебника по естествознанию пока не написано (в тех, что
написаны, химия, физика и биология так и остались отдельно физикой, химией и
биологией).
И будет обидно, если
все останется так, как есть. «России в мире» не место, но естествознанию в
школе – самое место. А как считаете вы?
|